Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Великолукского уезда » Марипчелки, ц.Успения Пресв.Богородицы » О храме

Print

Погост Марипчелки, церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Сайт Псковской епархии:

Деревянная церковь на каменном фундаменте построена в 1700 году. Существовало предание, что здесь находился Успенский монастырь, приписной к Новгородскому Юрьеву монастырю. Монастырь был разорён неприятелем в 1611 году. В 1910 году отмечалось, что хотя в настоящее время нет озера, при котором находился монастырь, но нет основания предполагать, что он находился в другом месте. В церкви хранилось Евангелие с надписью: «Сие Евангелие куплено в Озерецкой волости у дворянина Афанасия Лазарева, дано денег церковных одиннадцать рублей пять алтын и две деньги, а купил приписного Марипчельского монастыря церковный староста пономарь Григорий Калинин в церковь Успения Пресвятые Богородицы и Николая Чудотворца в тот же монастырь. 1727 года апреля в 8 день». Кроме этой записи сохранились названия (в 1910 году) двух мостов на речке Рубежнице и безымянном ручье, протекавшем близ погоста. Они говорят в пользу того, что монастырь был именно здесь. Один мост назывался Мельничным, другой Кузнечным. По словам жителей, около первого была монастырская мельница, около другого - монастырская кузница. Из этого сделан вывод, что после упразднения монастыря церковь стала приходской.

Престолов было три. Кроме главного, были приделы: Сошествия Святого Духа и Святителя и Чудотворца Николая. По преданию южный придел был пристроен в 1791 году, но письменных свидетельств не сохранилось.

Колокольня деревянная, построена на каменном фундаменте, в связи с церковью на ней было пять колоколов. Первый колокол пожертвован крестьянами прихода в 1888 году, на нём была надпись: «Благовествуй земле радость велию», изображены Христос Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец. Под ними вокруг колокола шла надпись: «Вылит сей колокол в Москве в заводе Н. Финляндского, весу в нём 52 пуда 12 фунтов, в царствование Государя Императора Александра Александровича». На самой нижней части колокола была надпись: «Приобретен сей колокол для Успенской церкви села Марипчелки Псковской губернии Великолукского уезда при священнике о. Василии Успенском, церковном старосте Ниле Федорове усердием Луки Максимова и прихожанами». Второй колокол вверху был украшен херувимами, ниже была надпись: «Благовествуй!», приобретен он на пожертвования крестьян государственных имуществ, церковного старосты Сергея Ивановича Литвинова. Перелит в 1844 году, вес его 21 п. 37 ф. Посредине колокол украшен венцом из трёх икон: Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Святитель и Чудотворец Николай. Третий колокол был украшен венчиком и надписью: «1843 года апреля 26 дня купил сей колокол в погост Марипчелки Трофим Гаврилов у купца Ивана Андронова, весу 4 пуда 2 четверти, цена 14 рублей 46 копеек». Четвёртый колокол был украшен как и третий, имел надпись: «Весу 3 пуда 38 фунта». Пятый колокол украшен как третий и четвёртый, вес его 37 ф.

В начале XX века отмечена ветхость церкви. Вокруг церкви находилось кладбище.

В погосте с 60-х годов XIX века существовал обычай: перед праздником Святой Троицы прихожане собирались в одной из деревень прихода, готовили праздничный обед для духовенства, прихожан и бедных людей. В праздник все от мала до велика приходили в церковь и после всенощного бдения с колокольным звоном шли крестным ходом на встречу с крестными ходами из погостов Ильинское и Детковичи. После встречи крестных ходов все входили в храм и слушали Божественную литургию. После литургии на площадке перед церковью собирались из досок столы, ставились яства. Священники благословляли трапезу, садились вместе с прихожанами за столы. За трапезой никогда не было неуместных разговоров, шума. После обеда крестные ходы после торжественного молебна Святой Троице отправлялись в свои приходы, служа молебствия в попутных деревнях.

В начале XX века было начато строительство нового храма.

Часовня в приходе была одна, деревянная, Великомученика и Победоносца Георгия у деревни Михеево.

Церковно-приходское попечительство существовало с 14 июня 1895 года. Богадельни и больницы при церкви не было. В приходе находились две школы, земская - в деревне Амосово, в 2 верстах от погоста, и церковно-приходская школа, открытая 1 ноября 1891 года в погосте. Эта школа существовала с 8 июня 1897 года. В 1900 году в ней обучалось 29 мальчиков и 4 девочки.

По штату 1843 года в церкви служили священник, дьякон, два причетника и просфорня. По штату 1876 года - священник, дьякон и псаломщик. По ходатайству прихожан указом Святейшего Синода от 29 ноября 1911 года установлен штат: два священника и два псаломщика.

Священник Петр Александрович Гиацинтов служил в погосте короткий срок: с 8 ноября 1898 года до 18 января 1903 года. Ранее он служил дьяконом в Троицком кафедральном соборе в Пскове. За короткий срок о. Петр снискал себе общую любовь, уважение и преданность прихожан и духовенства. Он являл собой пример неутомимого трудолюбия, любвеобильной кротости, самоотверженного исполнения служебного долга. Церковную службу священник вёл истово и благолепно, голос проникал в душу верующего. 18 января 1903 года о. Петр скончался в цвете лет в Великолукской земской больнице после непродолжительной болезни.

Священник Аполлинарий Тимофеевич Головацкий был родом из погоста Афанасьева Слобода Опочецкого уезда, сын священника. Родился он 27 июля 1858 года, окончил Псковскую духовную семинарию, служил псаломщиком в погосте Верхние Овсищи Островского уезда, Петропавловском соборе г. Пскова, священником в погостах Бутитино и Ловно Великолукского уезда. 3 марта 1903 года переведен в погост Марипчелки. Был законоучителем в церковно-приходской и учителем в земской школе, награждён набедренником, Библией от Святейшего Синода, скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом. 29 июля 1912 года священник Головацкий переведён в Петропавловский собор г. Пскова. Прощаясь с прихожанами о. Аполлинарий сказал о том, что он успел хорошо узнать и полюбить своих прихожан. Прихожане, в свою очередь, поздравили батюшку с переходом на более почетное место и выразили сожаление, что он уезжает от них.

Священник Иоанн Петрович Королинский после окончания Псковской духовной семинарии служил учителем, дьяконом в погостах Аполье Новоржевского уезда, Смолино Псковского уезда, священником в погосте Серебряницы Великолукского уезда. С 15 марта 1913 года служил в погосте Марипчелки. За свои труды священник Королинский получил архипастырское благословение, награждён набедренником, скуфьёй.

Священник Леонид Аполлинарьевич Головацкий был сыном священника Головацкого, служившего в здешнем приходе в 1903-1912 гг. Он родился в 1886 году, окончил Псковскую духовную семинарию, был учителем и законоучителем в Выдумской церковно-приходской школе. Епископом Евсевием 16 июня 1913 года в Псковском кафедральном Троицком соборе рукоположен в сан священника и определён в погост Марипчелки.

Псаломщик Павел Васильевич Мухин родился 14 февраля 1879 года в погосте Виделибье Псковского уезда в семье дьякона. Обучался в Псковской духовной семинарии, с 28 мая 1899 года служил в погосте Марипчелки.

Сведений о дальнейшей судьбе священников Аполлинария и Леонида Головацких, Королинского, псаломщика Мухина нет.

Приход составляли населённые пункты: село Марипчелки, деревни Алехново, Амосово, Балабино, Белая Гора, Берглезово, Большая Сосновка, Большое Шелково, Бредовое, Букрово-1, Букрово-2, Верещагино, Власково, Волкуши, Горончарово, Горушка, Готорово, Дуганово, Жеребятниково, Иваньково, Игнатовы Острова, Игнашево, Клизново, Кляпиново, Космино-Починок, Кошелево, Кузнецово, Лосево, Лукьянцево, Малая Сосновка, Малое Шелково, Мартинково, Медведково, Михеево, Молодяхи, Оболонье, Пашково, Петрово, Пощельниково, Прахново, Пустой Луг, Пустошка, Свистунково, Синичино, Смоты, Токарево, Унино, Усадьба, Циплеево, Чернышево, Шабуниха, Щербинка, Ямно.

Всего в 1915 году проживало 2536 мужчин и 2585 женщин.

Ныне деревня Марипчелки Великолукского района. Церкви нет.

Последнее редактирование - 23 апреля 2012 года.