Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Порховского уезда » Богородицкое (Хохловы Горки), ц.Грузинской иконы Божией Матери » О храме

Храм Грузинской иконы Божией Матери.

Разные документы:

По данным клировой ведомости за 1835 год:
- метрические книги в приходе ведутся с 1780 года,
- исповедные росписи - с 1802 года.

Не все помещики со своими крестьянами сразу в 1780 году перешли в новую церковь. Это был переходный период.
Например, д.Гусли долго оставалась в Дубровенском приходе.

"Храмы Псковской земли", стр. 161:

Церковь Грузинской иконы Божьей Матери. Действующая. Согласно надписи, находившейся на стене храмового притвора, была построена в 1760 году полковником Егором Дементьевичем Скобельцыным на месте прежнего храма. Предположительно, в 1895 году перестроена.
Имеет два престола: в главном храме - во имя Грузинской Божьей Матери, в придельном - во имя св. Дмитрия митрополита Ростовского. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой из которых весил 43 пуда 25 фунтов. На нем имелась надпись: "В Грузинскую церковь села Богородицкого Порховского уезда Псковской губернии от прихожан. Завод А.С.Лаврова. г.Гатчина". В храме находилась чудотворная икона св. Митрофана Воронежского. Причт состоял из священника и псаломщика. С 1896 года действовала церковно-приходская школа. К церкви было приписано одиннадцать часовен, ни одна из них не сохранилась.
На кладбище вокруг храма имеются старинные захоронения.

Сайт Псковской епархии:

Первоначально здесь находилась деревянная на каменном фундаменте церковь, построенная в 1761 году на средства полковника, воеводы города Тула, Егора Дементьевича Скобельцына, освященная 22 июля (4 августа) того же года. Существующая церковь построена в 1895 году, тоже деревянная. Престолов в церкви два, главный - Грузинской иконы Божией Матери, придел посвящен Святителю Димитрию митрополиту Ростовскому. В 1800 году в селе жил помещик Александр Скобельцын. До 1917 года в церкви хранился «Апостол», церковный устав 1749 года и напрестольное Евангелие 1760 года.

Колокольня также деревянная, на ней висели семь колоколов, их вес был следующим: 43 п. 25 ф., 17 п. 5 ф., 5 п. 20 ф., 5 п. 13 ф., 4 п. 20 ф., 1 п., 22 ф.

Сведения о колоколах из метрики на храм за январь 1887 года: Колокольня построена вместе с церковью в 1760 году из соснового леса, наполовину четырехгранная и наполовину осьмигранная с 4-мя окнами и осьмигранною грушевидною крышею. Надписей и изображений нет, мастер неизвестен. Шпиль деревянный круглый и обит белой жестью.
Всех колоколов на колокольне шесть: большой колокол 17 пудов 5 фунтов и имеет на себе изображения: Рождества Христова, Святителя и Чудотворца Николая и 4 шестикрылых серафима. Второй 5 пудов 20 фунтов, третий 4 ½ пуда, четвертый пуд, пятый 35 фунтов, шестой 30 фунтов. Надписей о времени их отлития и других нет.

Заметка о С.М.Проскудине-Горском, А.С.Лаврове и Гатчине в моем блоге.

В приходе было 11 часовен: каменная часовня за селом Богородицкое построена в 1868 году; в д. Поддубье - в 1902 г.; в д. Гнилки - в 1901 г.; в д. Гусли - в 1898 г.; в д. Шилы - в 1893 г. В деревнях: Сивково, Малые Замошки, Злятино, Козьяне, Банино и Борзилец часовни построены неизвестно когда.

7 апреля 1896 года при церкви открылись внебогослужебные собеседования по праздничным и воскресным дням. Темы их были разнообразные: о молитве, ее свойствах и необходимости, при этом объяснялась суть начальных молитв «Трисвятое», «Царю Небесный», «Слава Тебе, Боже» и др.; читались жития святых; об истории храма и др.

Церковно-приходская школа помещалась в селе Богородицкое, в деревянном собственном доме, построенном в 1902 году на синодальные средства. Школа грамоты находилась в д. Козьяне. Земская школа - в д. Поддубье. В 1914 году в них обучалось соответственно 42, 30 и 38 детей.

14 апреля 1916 года император Николай II разрешил Грузинской церкви в селе Богородицкое принять в дар участок земли, пожертвованный в собственность церкви потомственным дворянином Александром фон дер Роппом.

По штату 1876 года в церкви служили священник и псаломщик.

С 1886 года служил священник Иоанн Матфеевич Ратьковский. О нем после 1917 года ничего неизвестно.

Псаломщиком в 1900 году служил Петр Троицкий.

Приход составляли следующие населённые пункты: село Хохловы Горки, Запольский Ям; деревни: Большие Замошки, Большое Колотилово, Борзилец, Батино, Вышково, Гнилки, Губошино, Гусли, Заполье, Злятино, Козьяне, Малые Замошки, Малое Колотилово, Петрищево, Поддубье, Сивково, Шилы.
Всего в 1914 году проживало 2514 прихожан.

В селе Запольский Ям был заключен мир с ливонцами.

В 20-е годы XX века в церковь властями был назначен священник обновленец Дружинин. Прихожане выступили против него. 31 декабря 1924 года председатель губисполкома направил в Порховский уисполком секретное послание о том, что «президиуму губисполкома продолжают поступать и письменные и устные заявления крестьян с указанием на явную защиту священника Дружинина (обновленца) как представителями милиции, так и уполномоченными ГПУ. ... президиум ГИК (губисполкома) предлагает категорически устранить эти явления, предоставив право собрания верующим и определения по их усмотрению того или иного религиозного течения, что противные действия, неумело проводимые, являются совершенно недопустимыми».

В настоящее время деревня Хохловы Горки Порховского района. Церковь действующая.

По справочнику Псковской епархии за 2009 год церковь была приписана к приходу св.Троицы в селе Болчино. Службы в храме совершались 10 раз в год по расписанию.

Иеромонах Нил (Григорьев Виктор Евгеньевич) – один из старейших клириков Псковской епархии, – совершает свое пастырское служение уже более 30 лет, а до этого провел в политлагерях многие годы. Постриженник Сретенского монастыря, он стал одним из героев книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» (книга на торренте).  о.Нил рассказывает:

– Помню, когда служил в Хохловых Горках, Порховский район (1985–1989), мы только храм закончили ремонтировать, осенью, приезжает из ОБКОМа уполномоченный с помощниками на уазике. Ходил вокруг, зубами щелкал, ко мне подходит и говорит: «Ты бы эти деньги лучше бы в фонд мира отдал». Я отвечаю: «Я вам в фонд мира и так отдаю – на бутылку, выпейте, и мир будет». Он сказал: «К дураку приехали», а второй: «Дурак, а смотри, что он сделал, храм-то новый». Конечно, в храме было прибрано всегда: иконостас расчищен, золотом сиял, подправили письмо. Работа в эти четыре года у нас велась от солнца до солнца, часа 2-3 поспим...

Последнее редактирование - 12 сентября 2019 года.