Различные каталоги » Псковская епархия до 1917 года. Публикации и документы
Шифр | Содержание | Период |
---|---|---|
Псковская духовная консистория. | ||
Ф.39, Оп.1, Д.6 | Реестры о выдаче жалованья церковнослужителям, ведомости о числе священноцерковнослужителей по монастырям Псковской епархии. | 1800 - 1802 |
Ф.39, Оп.1, Д.14 | Ведомости о священноцерковнослужительских вдовах и сиротах, получающих жалованье из штрафной и доброподательской суммы, по Псковской епархии за 1823 год. | 1823 - 1824 |
Ф.39, Оп.1, Д.16 | Дело о поведении священноцерковнослужителей по Псковской епархии. | 1828 - 1829 |
Ф.39, Оп.1, Д.18 | Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей Псковской епархии за 1840 год. | 1840 |
Ф.39, Оп.1, Д.47 | Ведомости о монастырях, монастырских настоятелях и настоятельницах и монашествующих по Псковской епархии за 1808 год. | 1808 |
Ф.39, Оп.1, Д.146а | Указы Синода /копии/ о запрещении распространения слухов о военных и политических делах. | 19.05.1807 - 20.08.1807 |
Ф.39, Оп.1, Д.5073 | Карты благочиннических округов уездов Псковской епархии с указанием церквей, погостов, земских училищ и приходских школ. Список церквей Псковской епархии с указанием числа священников в каждой. |
1882 - 1883 |
Ф.39, Оп.1, Д.5381 | Дело по указу /копии/ синода о порядке привлечения к ответственности обвиняемых священноцерковнослужителей, подлежащих уголовному суду за проступки и в подлоге по выдаче метрических свидетельств. | 26.07.1868 - 16.12.1869 |
Ф.39, Оп.1, Д.5503 | Указ /копия/ синода об увеличении податей и налогов по манифесту Александра I. | 1810 |
Ф.39, Оп.2, Д.110 | Дело по указу Синода о представлений сведений у кого имеются книги на немецком языке и прочих иностранных. | 1750 |
Ф.39, Оп.2, Д.154 | Дело по указу Синода о рассылке печатных экземпляров молебного пения по случаю подавления восстания декабристов от 4 декабря 1825 г. | 03.09.1826 - 15.12.1826 |
Ф.39, Оп.2, Д.177 | Переписка с Великолукским отделом "Союз русского народа" о помещении знамени отдела в одной из церквей г. Великих Лук. | 18.06.1907 - 08.08.1907 |
Ф.39, Оп.2, Д.179 | Дело по указу Синода о привлечении монахинь и послушниц к деятельности Красного Креста по уходу за ранеными и больными в период войны. | 12.03.1911 - 20.06.1915 |
Ф.39, Оп.2, Д.180 | Дело по указу Синода об учреждении в городе Москве особого русского церковного древнехранилища. | 11.10.1914 - 1915 |
Ф.39, Оп.2, Д.290 | Указ консистории об обязанностях церковных старост. | 07.12.1752 - 07.12.1752 |
Ф.39, Оп.2, Д.607 | Дело по циркулярному предписанию обер-прокурора Синода о запрещении совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах. | 15.04.1885 - 18.06.1885 |
Ф.39, Оп.2, Д.608 | Дело о воспрещении священнослужителям принимать звание членов правлений и советов сельских ссудосберегательных товариществ. | 1885 - 1890 |
Ф.39, Оп.2, Д.730 | Списки деревень с указанием количества прихожан по церквам Псковской епархии. | 03.01.1877 - 05.07.1878 |
Ф.39, Оп.2, Д.1352 | Дело о привлечении к строгой ответственности священноцерковнослужителей за сочувствие неповинующимся крестьянам своим помещикам. | 09.07.1800 - 30.10.1800 |
Ф.39, Оп.4, Д.274 | Указ (копия) Синода об изъятии от телесного наказания лиц, имеющих медали с надписью: "За спасение погибавших" или "За усердие". | 17.07.1865 - 19.07.1865 |
Ф.39, Оп.4, Д.275 | Циркуляр обер-прокурора Синода об отмене базаров в воскресные дни. | 22.08.1867 - 04.09.1867 |
Ф.39, Оп.5, Д.7 | Грамота ставленная диаконская [как образец]. Псковская духовная консистория. | 27.06.1838 |
Ф.39, Оп.5, Д.9 | Приговоры прихожан церквей Псковской епархии за 1897-1900. Псковская духовная консистория. | 1897 - 1900 |
Порховское духовное правление. | ||
Ф.203, Оп.1, Д.69 | Дело по указу духовной консистории об объявлении всем священникам, чтобы они при наречении имен новорожденным советовались с родителями. | 8 июля 1840 - 9 сентября 1840 |
Ф.203, Оп.1, Д.96 | Дело с предписанием Синода и консистории о воспрещении венчания браков русских невест с нерусскими подданными. | 11 нояб. 1846 - 30 дек. 1846 |
Ф.203, Оп.1, Д.134 | Дело о запрещении вывоза хлеба за пределы России. | 23 января 1856 - 3 апреля 1856 |
Ф.203, Оп.1, Д.137 | Дело по указу консистории о наказании за повреждение телеграфов. | 12 марта 1856 - 11 мая 1856 |
Ф.203, Оп.1, Д.138а | Дело об открытии подписки на сооружение в Новгороде монумента в память тысячелетия России. | 1857 |
1901 год:
1906 год:
1912 год:
1916 год:
Почему псковитянкам разрешалось в храм в мужских одеждах ходить.
Николай Фомич Окулич-Казарин 10 марта 1901 года пишет в Ростов своему собеседнику следующие строки, делясь своими соображениями о будущем его страны: "Вы спрашиваете, чем кончатся беспорядки, а вот чем: десяти лет не пройдёт, как вся наша Русь православная полетит вверх тормашками. Церкви наши превратят в костёлы и синагоги, дворцы – в женские курсы и родильные приюты и пр. и проч., до тех пор, пока не придут немцы и не сделают изо всей этой каши что-нибудь пригодное для немецких желудков. Мы летим по наклонной плоскости с быстротой курьерского поезда. Тормоза не действуют. Паровозом управляют воры, пьяницы, развратники, предатели или совершенные идиоты. Плохо тогда придётся нам, которые к тому времени выслужат пенсии. Выдавать её нам будут, конечно, только при условии признания нами нового порядка вещей, а так как я ни за что не признаю над собой власти Лазаря Полякова, ни профессора Герье, ни Максима Горького, ни купца Морозова, ни дворянина Стаховича , то и придётся околевать в голоде. Даже Христа ради нельзя будет просить, потому что самое имя Христа будет воспрещено под страхом наказания, да и просто выйдет из употребления".
Н.Ф.Окулич-Казарин о самодержавии в 1906 году:
"Читали ли Вы в «Н[овом] Врем[ени]», как Трепов передал Таранову слова Государя, что Самодержавие он считает отжившею формой? А я-то, наивный человек, с пеной у рта обвинял в Тифлисе разных идиотов грузин и армян в попытках свергнуть Самодержавие! Оказывается, что эти идиоты и полудикие люди были правы, а я виноват! Кому я служил! И это говорит человек, за два месяца до этого хлопотавший о том, как бы при Думе сохранить Самодержавие! За грехи людей Господь посылает им глупых и подлых царей – вот эту кару мы теперь и терпим. Кажется, с тех пор как свет стоит, не было на престоле такого гнусного ничтожества".
Святитель Серафим (Чичагов). Письмо от 14 ноября 1910 г.:
''Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло свое положение! Все то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие - содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства, и еще немного, сектантство возьмет верх… Никого и нет, кто бы мог понять, наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчет в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Еще год - и не будет даже простого народа около нас, все восстанет, все откажется от таких безумных и отвратительных руководителей... Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии; все охвачено агонией и смерть наша приближается". Источник.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
"Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудее да бежат в горы".
Святитель Лука Войно-Ясенецкий:
"Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время великой революции, конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников, не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе".
Статья Л.Н.Толстого:
Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь, опять всеобщее одурение, озверение людей.
Люди, десятками тысяч верст отделенные друг от друга, сотни тысяч таких людей, с одной стороны буддисты, закон которых запрещает убийство не только людей, но животных, с другой стороны христиане, исповедующие закон братства и любви, как дикие звери, на суше и на море ищут друг друга, чтобы убить, замучить, искалечить самым жестоким образом.
Что же это такое? Во сне это или наяву? Совершается что-то такое, чего не должно, не может быть, — хочется верить, что это сон, и проснуться.
Но нет, это не сон, а ужасная действительность.
Еще можно понять, что оторванный от своего поля, бедный, неученый, обманутый японец, которому внушено, что буддизм не состоит в сострадании ко всему живому, а в жертвоприношениях идолам, и такой же бедняга тульский, нижегородский, полуграмотный малый, которому внушено, что христианство состоит в поклонении Христу, Богородице, святым и их иконам, — можно понять, что эти несчастные люди, доведенные вековым насилием и обманом до признания величайшего преступления в мире — убийства братьев — доблестным делом, могут совершать эти страшные дела, не считая себя в них виноватыми. Но как могут так называемые просвещенные люди проповедовать войну, содействовать ей, участвовать в ней, и, что ужаснее всего, не подвергаясь опасностям войны, возбуждать к ней, посылать на нее своих несчастных, обманутых братьев? Ведь не могут же эти так называемые просвещенные люди, не говоря уже о христианском законе, если они признают себя его исповедниками, не знать всего того, что писалось, пишется, говорилось и говорится о жестокости, ненужности, бессмысленности войны. Ведь потому они и считаются просвещенными людьми, что они знают всё это.
Не могут просвещенные люди не знать того, что поводы к войнам всегда такие, из-за которых не стоит тратить не только одной жизни человеческой, но и одной сотой тех средств, которые расходуются на войну (на освобождение негров истрачено в много раз больше того, что стоил бы выкуп всех негров юга).
Журналисты, не скрывая своей радости, стараясь перещеголять друг друга и не останавливаясь ни перед какой, самой наглой, очевидной ложью, на разные лады доказывают, что и правы, и сильны, и во всех отношениях хороши только русские, а не правы и слабы и дурны во всех отношениях все японцы, а также дурны и все те, которые враждебны или могут быть враждебны русским — англичане, американцы, чтò точно так же по отношению русских доказывается японцами и их сторонниками.
И по всей России, от дворца до последнего села, пастыри церкви, называющей себя христианской, призывают того Бога, который велел любить врагов, Бога-Любовь на помощь делу дьявола, на помощь человекоубийству.
Люди радуются известиям об убийстве людей и, когда узнают, что убитых японцев много, благодарят за это кого-то, кого они называют Богом.
Дело моей жизни не имеет ничего общего с признанием прав на Порт-Артур китайцев, японцев или русских. Дело моей жизни в том, чтобы исполнять волю Того, кто меня послал в эту жизнь. И воля эта известна мне. Воля эта в том, чтобы я любил ближнего и служил ему. Для чего же я, следуя временным, случайным требованиям, неразумным и жестоким, отступлю от известного мне вечного и неизменного закона всей моей жизни? Если есть Бог, то Он не спросит меня, когда я умру (что может случиться всякую секунду), отстоял ли я Юнампо с его лесными складами, или Порт-Артур, или даже то сцепление, называемое русским государством, которое Он не поручал мне, а спросит у меня: чтò я сделал с той жизнью, которую Он дал в мое распоряжение, употребил ли я ее на то, на что она была предназначена и под условием чего она была вверена мне? Исполнял ли я закон Его? Полностью здесь.
Реакция на эту статью. "Московские Ведомости" 10 июля (27 июня) 1904 года:
Граф Толстой ныне совершенно чужд России, и для него совершенно безразлично, будут ли Японцы владеть Москвой, Петербургом и всей Россией, лишь бы Россия скорее подписала мир с Японией, на каких угодно, хотя бы самых унизительных и постыдных условиях. Так пошло и подло чувствовать, думать и высказываться не может ни один Русский человек.
Теперь он выпустил за границей возмутительнейший памфлет против России, с которой он уже окончательно порывает всякие связи. Если он еще живет в пределах России, то это объясняется лишь великодушием Русского Правительства, чтущего еще бывшего талантливого писателя Льва Николаевича Толстого, с которым теперешний старый яснополянский маньяк и богохульник ничего общего, кроме имени, не имеет.
Если бы Правительство сочло возможным сорвать личину с гр. Толстого и показать его русскому народу во всей его безобразной наготе, то этим положен был бы конец всему нашему "толстовству", и тогда, но только тогда, можно было бы предоставить старому сумасброду спокойно доживать свой век в его Ясной Поляне и хоронить там свою бывшую славу. Зачем понадобилось Толстому напечатать в «Times» эту гадкую антипатриотичную статью, я не знаю... Тут одно из двух: либо заблуждение, либо преступление. И то и другое требует немедленного осуждения... Бедствием для нас является не война, а те ужасные годы мира, в которые мы окончательно развратились, ослабели физически и нравственно, опошлились и заметно поглупели. Нет, война — это не бедствие, это наше спасение...
Из дневника святителя Николая Японского. 18 июля (31 июля) 1904 г.:
"Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы, Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения - поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс - коллекция обезьян - подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис, - до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?.. И при всем том мы - самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там - мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем... Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, - сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!" Источник.
Единственным термином, более-менее точно отражающим суть оригинальной русской религиозности, является «двоеверие», под которым понимают целостный сплав языческих и христианских элементов. Не случайно в XX в. в отечественной исторической науке появились такие термины, как «бытовое православие», «народное православие». Русские и советские этнографы в своей исследовательской деятельности близко соприкоснулись с верованиями широких слоев населения и обнаружили серьезные расхождения с каноническим православием. Последнее же, в свою очередь, довольно сильно отличается от других ветвей христианства. Это ставит вопрос о специфике российского православия как о религии национальной, не чисто христианской. Источник.
Последнее редактирование - 26 марта 2022 года.